12 книг для тех, кто увлекается космосом.
1. «Вернер фон Браун. Человек, который продал Луну» Денниса Пишкевича.
Лев Данилкин: «Биография талантливого — но крайне неоднозначного в моральном отношении человека, который сначала делал «Фау-2» для Гитлера, а затем переметнулся на сторону своих врагов — и помог им запустить человека на Луну. Биография неапологетическая: признавая заслуги своего клиента перед США, Пишкевич прямым текстом называет его так, как и следует: военным преступником, который в годы войны самолично отбирал в концлагерях узников для работы над своим ракетным проектом».
2. «Космос» Дмитрия Костюкова и Зины Суровой.
Дарья Варденбург: «Смешная, удивительная и в конечном итоге очень трогательная книга про космонавтов, ракеты, Байконур и планеты. Из чего состоит космос, как устроены космические корабли — и что происходило и происходит с космонавтами, когда они тренируются на Земле и отправляются в полет. «Выйдя в открытый космос, Леонов оттолкнулся от шлюза, и его сильно закрутило, ведь тогда никто не знал, как правильно вести себя в невесомости, но страховочный трос его удержал. В космосе скафандр неожиданно сильно раздулся, и Леонов не мог вернуться на корабль: он просто не помещался в люк!» Авторы — фотограф Дмитрий Костюков и художница Зина Сурова. Вместе они писали текст и придумывали реплики персонажам — нарисованные космонавты, Сергей Королев и даже посадочные модули комментируют происходящее. Костюков фотографировал на Байконуре, Сурова оформляла книгу в технике коллажа — собирала вместе рисунки и фотографии, но не на компьютере, а вручную. Рукодельная — во всех смыслах — и теплая работа».
3. «Космос» Карла Сагана.
Лев Данилкин: «Американский астрофизик, автор статьи «Жизнь» в Британской энциклопедии Карл Саган (1934–1996) был мечтателем похлеще Циолковского: всю свою жизнь он потратил на то, чтобы соблазнить человечество космосом, спровоцировать людей взяться за выполнение космических миссий. Главное детище Сагана — проект «Космос» (телесериал и книга), в котором он описал 15 миллиардов лет космической эволюции, объяснил, как формируются галактики, при каких условиях может зародиться жизнь, как устроена Вселенная, почему она расширяется — и что станет с человечеством, если оно из соображений экономии начнет уклоняться от выполнения космических миссий (ничего хорошего). Чуть-чуть меньше пафоса — и «Космос», возможно, сохранил бы статус классической книги, — но имел бы в 2013 году чуть больше читателей».
4. «Космос Эйнштейна» Митио Каку.
Счастливый случай эквивалентности автора и персонажа: Каку — «Физика невозможного», «Будущее разума», «Параллельные миры» — рок-звезда американского научпопа, сочетающего глубину с занимательностью, а парадоксальность — с научными выкладками. «Космос Эйнштейна» разом биография одного гения и история физики XX века: и то и другое изложены так, что захочется вновь заглянуть в школьные конспекты — увы, явно не столь увлекательные.
5. «Краткая история времени» Стивена Хокинга.
Иван Сорокин: «За последние двадцать пять лет своеобразная фигура астрофизика Стивена Хокинга — гения в инвалидном кресле, разговаривающего при помощи синтезатора голоса, — стала олицетворением триумфа сознания над материей и несколько заслонила собой те работы, которые и сделали его своим человеком в мировой поп-культуре. Тем не менее, «Краткая история времени» есть основополагающий научно-популярный труд. Автор при помощи комических иллюстраций, экскурсов в историю философии и фирменной английской иронии доступно разъясняет такие ключевые концепции современной космологии, как «Большой взрыв», «рост энтропии», «черная дыра» и так далее. Для этого привлекаются анекдоты из жизни Бора, визуализация пространства как бублика, история о бабушке, считавшей, что мир стоит на бесконечном числе черепах, все подряд, кроме формул и уравнений; оно тут ровно одно — зато самое знаменитое».
6. «Марсианин» Энди Вейера.
Лев Данилкин: «Один из лучших переводных — несмотря на «жанровое» обременение — романов в этом году. Недалекое будущее. Очередная американская миссия на Марс терпит крушение; экипаж астронавтов в панике эвакуируется, оставляя одного из своих товарищей мертвым. На самом деле он жив; однако в ближайшие несколько лет вряд ли кто-то об этом узнает. Несмотря на неизбежные в таком случае приключения в жанре «ты размахнешься по сосне, а трахнешь по ноге», Робинзон оказывается рукастым и головастым — настолько, что скоро плоды его деятельности становятся очевидны уже не только ему; и уже через несколько глав роман, ранее выглядевший как дневник обреченного, переключается на вторую — далеко не самую высшую — передачу; и очень-очень хорошо «тянет». Странно, что никому раньше не приходило в голову написать «Робинзона Крузо» про Марс; зато ничего удивительного в том, что «Марсианина» тут же, с колес, переформатировали в сценарий для Ридли Скотта».
7. «Интерстеллар. Наука за кадром» Кипа Торна.
Всемирная слава нагнала Торна с большим опозданием: научные идеи, положенные в основу нолановской картины, были предложены физиком еще за двадцать лет до выхода фильма. Зато сейчас перед первооткрывателем объекта Торна — Житков, профессором Калифорнийского технологического института и почетным доктором МГУ, открыты двери всех киностудий мира: глядишь, в скором будущем сайфай окончательно встанет на рельсы строгого знания.
8. «Путь к звездам. Из истории советской космонавтики» Анатолия Александрова.
Лев Данилкин: «Автор «многие годы проработал в ракетной области» и умудрился вместить в одну книгу сотни историй, имеющих отношение к советскому ракетному проекту на его ранней стадии — от подготовки запуска первого спутника до судьбы лунного проекта после смерти Королева. Книга ломится от любопытных фактов; единственный, пожалуй, очень странный момент — описание пресс-конференции 28 марта 1961 года, когда иностранные журналисты пытались узнать у вице-президента АН СССР Топчиева что-нибудь о советской космической программе. Среди прочего автор транслирует якобы заданные иностранцами вопросы «Почему же исключены из списка кандидатов на космический полет летчики Карташов и Варламов?» и «Что случилось 23 марта в Центре подготовки космонавтов с кандидатом Бондаренко?». Разумеется, это могло бы заинтересовать американских корреспондентов — однако у американской прессы в марте 1961 никоим образом не могло быть ни этих сведений, ни тем более точных имен; еще очень-очень нескоро они узнают о том, что один из космонавтов первого отряда погиб в сурдокамере».
9. «Разведка далеких планет» Владимира Сурдина.
Самая известная книга главного отечественного астронома, принесшая автору премию «Просветитель» за 2012 год. Сурдин — не только блестящий ученый, но и прирожденный лектор, который умеет доступно и вместе с тем корректно, не спрямляя углов, объяснить самые сложные космические процессы — будь то история Солнечной системы, процесс образования звезд, эволюция галактик или проблемы освоения экзопланет.
10. «Руководство астронавта по жизни на Земле. Чему научили меня 4000 часов на орбите» Криса Хэдфилда.
Космонавты давно уже не поп-идолы, но подробности их тщательно организованного быта продолжают интересовать публику — а тут еще и проводник попался улыбчивый, доброжелательный и с гитарой наперевес. Полковник Хэдфилд намотал на орбите несколько тысяч часов, служил представителем НАСА в России, бывал на Байконуре и составил пересыпанный байками и упоительными деталями гид по тому, как устроена жизнь покорителя далеких миров на Земле и в космосе.
11. «Суперобъекты» Сергея Попова.
Одно из немногих пока исследований самого модного направления современной астрофизики — нейтронных звезд, о которых даже ученые имеют довольно приблизительное представление. «Суперобъекты», написанные лектором «Постнауки» и колумнистом «Газеты.ру», — не попытка восполнить лакуну, но вполне компетентный — с привлечением результатов актуальных открытий — рассказ об особенностях строения и перспективах изучения этих сверхтяжелых объектов. Настроем для вдумчивого чтения можно зарядиться, перечитав разбор «Интерстеллара», который Попов сделал специально для «Афиши».
12. «Юрий Гагарин. Колумб Вселенной» Валерия Хайрюзова.
Лев Данилкин: «Солидная, сделанная на проверенных источниках, — действительно, без иронии, замечательная биография космонавта. Главное достоинство — фигура автора: он бывший летчик и поэтому может компетентно рассуждать о достоинствах Гагарина в качестве пилота (и не только Гагарина: к примеру, рассказывая о начальнике Гагарина генерале Н.Каманине, Хайрюзов приводит малоизвестную историю о том, как во время челюскинской эпопеи Каманин отобрал у своего подчиненного самолет — «чтобы устремиться навстречу славе»; «авиационное братство не простило Каманину поступка с Пивенштейном»). Очевидное достоинство книги — внятное описание контекста: идеологического, культурного, экономического. Помимо собственно биографии, это еще и очерк истории ракетостроения и аэроклубов в СССР, системы профессионального образования».